Дистанционное обучение
Сферум
Это совместный проект компаний «Ростелеком» и VK, а также Министерства цифрового развития и Министерства просвещения. Представляет собой специальную образовательную платформу, доступ к которой имеют ученики, родители и учителя. После того как пользователи создадут учебный аккаунт, они получают доступ к защищенной переписке, онлайн-урокам и классным чатам.
«Сферум» реализован как приложение на базе платформы «VK Мессенджер» при поддержке Минцифры и Минпросвещения. При этом для пользователя создается отдельный аккаунт, который не связан с учетной записью VK.
«Сферум» имеет функцию кросс-платформенной интеграции с продуктами ФГИС «Моя школа», а также электронными журналами и дневниками. При желании администрации школы все возможности этих сервисов могут быть объединены в одном приложении.
Это бесплатное приложение, никаких отдельных платных функций или подписок в сервисе нет.
Теперь объясним смысл «Сферума» простыми словами: он нужен для удаленного взаимодействия учителей и учеников, а также их родителей. Функционал учебно-коммуникационной платформы отличается в зависимости от роли пользователя.
Существуют три основных вида аккаунтов: для учащихся, родителей и преподавателей. Есть также роль администратора учебного приложения. Это сотрудник школы, которого руководство учебного заведения назначило ответственным за подключение организации к «Сферуму». На этой роли мы останавливаться не будем, а поговорим об основных аккаунтах.
Ученикам
Ребенок получает доступ к классным и личным чатам, в которых может вести переписку как со своими одноклассниками, так и с учителями. Эти чаты интерфейсом напоминают социальную сеть, больше всего они похожи на VK.
Школьник может подключиться к видеоурокам прямо на сайте или в смартфоне и получить онлайн-консультацию педагога, если нет возможности сделать это лично. Видеозвонки на платформе реализованы, как в Zoom, и многие пользователи обнаружат похожие элементы. Например, панель управления и демонстрация экрана, поднятие руки.
Дополнительная функция — доступ к открытым урокам и мастер-классам, которые преподаватели проводят на платформе. А еще учащийся может посмотреть домашнее задание и учебные материалы, если к его учебному профилю подключен электронный дневник.
Родителям
После того как родители учащегося смогут зарегистрироваться в «Сферуме», они получат полный доступ ко всем возможностям приложения. Оно напоминает электронный дневник, но с дополнительными функциями. Например, представители ученика могут не только быть в курсе его успеваемости, но и посещать родительские собрания в онлайн-формате. Еще родители могут переписываться с педагогами и составлять обращения в адрес администрации школы.
Это совместный проект компаний «Ростелеком» и VK, а также Министерства цифрового развития и Министерства просвещения. Представляет собой специальную образовательную платформу, доступ к которой имеют ученики, родители и учителя. После того как пользователи создадут учебный аккаунт, они получают доступ к защищенной переписке, онлайн-урокам и классным чатам.
«Сферум» реализован как приложение на базе платформы «VK Мессенджер» при поддержке Минцифры и Минпросвещения. При этом для пользователя создается отдельный аккаунт, который не связан с учетной записью VK.
«Сферум» имеет функцию кросс-платформенной интеграции с продуктами ФГИС «Моя школа», а также электронными журналами и дневниками. При желании администрации школы все возможности этих сервисов могут быть объединены в одном приложении.
Это бесплатное приложение, никаких отдельных платных функций или подписок в сервисе нет.
Теперь объясним смысл «Сферума» простыми словами: он нужен для удаленного взаимодействия учителей и учеников, а также их родителей. Функционал учебно-коммуникационной платформы отличается в зависимости от роли пользователя.
Существуют три основных вида аккаунтов: для учащихся, родителей и преподавателей. Есть также роль администратора учебного приложения. Это сотрудник школы, которого руководство учебного заведения назначило ответственным за подключение организации к «Сферуму». На этой роли мы останавливаться не будем, а поговорим об основных аккаунтах.
Ученикам
Ребенок получает доступ к классным и личным чатам, в которых может вести переписку как со своими одноклассниками, так и с учителями. Эти чаты интерфейсом напоминают социальную сеть, больше всего они похожи на VK.
Школьник может подключиться к видеоурокам прямо на сайте или в смартфоне и получить онлайн-консультацию педагога, если нет возможности сделать это лично. Видеозвонки на платформе реализованы, как в Zoom, и многие пользователи обнаружат похожие элементы. Например, панель управления и демонстрация экрана, поднятие руки.
Дополнительная функция — доступ к открытым урокам и мастер-классам, которые преподаватели проводят на платформе. А еще учащийся может посмотреть домашнее задание и учебные материалы, если к его учебному профилю подключен электронный дневник.
Во всем мире многие преподаватели, спикеры и учащиеся уже создали виртуальные классные комнаты, участвуют в интернет-занятиях и используют платформу Zoom для дистанционного обучения. Преподаватели и слушатели программы “Менеджмент игровых проектов” также приняли на вооружение использование подобных сервисов для дистанционного обучения в условиях карантина. Попробовав несколько различных сервисов на практике, лекторы и учащиеся сошлись во мнении на том, что Zoom для них самая удобная платформа для проведения онлайн-занятий.ZOOM
Хотите узнать, как мы применяем Zoom в онлайн-обучении и почему мы выбрали именно эту платформу? Тогда читайте внимательно. В этой статье преподаватели Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, авторы образовательных программ “Менеджмент игровых проектов” и “Основы создания игр” поделятся подробной инструкцией по работе в Zoom.
ZOOM для дистанционного обучения
Как вы уже знаете, Zoom — удобный и простой в использовании сервис для дистанционного обучения, онлайн-встреч и конференций. Слушателям наших образовательных программ, в том числе и “Менеджмент игровых проектов” не нужно ничего оплачивать, подключение к лекциям бесплатное, быстрое и максимально простое. Мы старались, чтобы нашим слушателям было максимально комфортно обучаться, чтобы они получали все знания и навыки в полном объеме, и именно поэтому мы выбрали Zoom. Наши занятия длится около 3-х часов, а если слушатели задают много вопросов, то и больше: фидбэк получает каждый слушатель! Zoom позволяет всем удобно общаться в режиме реального времени, т.к. платформа обеспечивает отличную связь.
Как подготовиться к онлайн-занятиям в Zoom
Перед началом онлайн-занятий в Zoom необходимо проверить готовность технических устройств:
Подготовьте рабочее место: компьютер, ноутбук, смартфон (нежелательно, т.к. качество мобильной связи может быть хуже, чем на ПК), на котором вы будете смотреть лекцию.
Подключите веб-камеру с вашего устройства, чтобы преподаватель видел вас при общении (по возможности и при желании). Пожалуйста, не перебивайте преподавателя во время лекции. Что делать если у вас появился вопрос, написано дальше.
РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА (РЭШ)
Российская электронная школа (РЭШ) — это единый образовательный ресурс, созданный при поддержке Министерства просвещения России. Она представляет собой общеобразовательную платформу, которая обеспечивает доступ к обучающим материалам в режиме онлайн. Основная цель РЭШ — предоставить школьникам, учителям и родителям современные инструменты для дистанционного обучения и облегчить процесс освоения школьной программы.
Коротко об истории создания
Как пользоваться платформой РЭШ
Для начала работы необходимо посетить сайт школы в цифровом формате — Российская электронная школа официальный сайт. Далее можно просматривать доступные уроки или пройти регистрацию для получения дополнительных возможностей.
Для начала работы необходимо посетить сайт школы в цифровом формате — Российская электронная школа официальный сайт. Далее можно просматривать доступные уроки или пройти регистрацию для получения дополнительных возможностей.
Регистрация и вход в личный кабинет
Чтобы полностью раскрыть функционал платформы, рекомендуется создать учётную запись. РЭШ вход в личный кабинет позволяет:
- Сохранять результаты пройденных заданий.
- Получать рекомендации на основе уровня подготовки.
- Формировать индивидуальные планы обучения.
- Добавлять в избранное интересующие курсы и уроки.
- Сохранять результаты пройденных заданий.
- Получать рекомендации на основе уровня подготовки.
- Формировать индивидуальные планы обучения.
- Добавлять в избранное интересующие курсы и уроки.
Шаги регистрации:
- Перейти на официальный сайт РЭШ.
- Нажать кнопку «Регистрация» или «Вход» (обычно в верхнем правом углу).
- Выбрать роль (ученик, родитель, учитель).
- Заполнить простую форму с необходимыми данными (логин, пароль, адрес электронной почты).
- Подтвердить регистрацию через ссылку в письме, которое придёт на указанную почту.
После регистрации вход осуществляется по логину и паролю. Если возникнут сложности, на сайте школы есть подробная инструкция по авторизации и ответы на популярные вопросы.
- Перейти на официальный сайт РЭШ.
- Нажать кнопку «Регистрация» или «Вход» (обычно в верхнем правом углу).
- Выбрать роль (ученик, родитель, учитель).
- Заполнить простую форму с необходимыми данными (логин, пароль, адрес электронной почты).
- Подтвердить регистрацию через ссылку в письме, которое придёт на указанную почту.
После регистрации вход осуществляется по логину и паролю. Если возникнут сложности, на сайте школы есть подробная инструкция по авторизации и ответы на популярные вопросы.
Навигация по образовательному порталу
Главная страница электронной школы РЭШ обычно содержит список предметов или классов. Для быстрого доступа к нужной теме можно воспользоваться строкой поиска или просмотреть меню разделов:
- Предметы (русский язык, математика, химия и т. д.).
- Классы (от 1-го до 11-го).
- Методические материалы (полезно для учителей и родителей).
Найдя интересующий урок, пользователь может изучить теоретическую часть, посмотреть видеоурок, выполнить задания и пройти итоговое тестирование.
Уроки и задания на платформе РЭШ
Структура уроков
Каждый урок на учебном портале включает:
- Теоретический блок. Содержит краткий конспект темы и необходимые пояснения.
- Видеоматериалы. Официальные видеоуроки, позволяющие глубже понять содержание материала.
- Практические задания. Позволяют проверить уровень усвоения темы и закрепить знания.
Такой комплексный подход делает обучение более интересным и эффективным.
Задания и упражнения
В рамках платформы РЭШ предусмотрено несколько типов упражнений:
- Тесты на выбор правильного ответа.
- Задачи с ручным вводом решения.
- Интерактивные упражнения с визуальными элементами и элементами геймификации.
По завершении работы пользователь может получить мгновенный результат. Это помогает быстро выявить пробелы и повторить нужный материал.
Дополнительные материалы
Для поддержки школьного образования и подготовки к экзаменам часто предлагаются:
- Рабочие тетради и тренажёры в электронном формате.
- Методические рекомендации для учителей по работе с конкретными темами.
- Раздел для родителей с советами по организации домашнего обучения.
Форматы обучения и возможности дистанционного формата
Дистанционное обучение для школьников
С помощью РЭШ российская электронная школа ученики могут учиться из любой точки, где есть доступ к интернету. Это особенно актуально в ситуациях, когда посещение школы затруднено по медицинским или иным причинам. Платформа позволяет:
- Заменять офлайн-занятия полноценными виртуальными уроками.
- Контролировать прогресс обучения с помощью электронных журналов и дневников.
- Использовать материалы РЭШ в качестве дополнительного источника знаний для расширения кругозора.
Онлайн обучение для школьников: индивидуальный подход
Основная особенность электронной школы РЭШ — возможность адаптировать процесс обучения под конкретного ученика. Благодаря гибкой структуре можно:
- Составлять личный план прохождения тем.
- Повторять материал в любое удобное время.
- При необходимости пользоваться рекомендациями учителей, которые отслеживают успеваемость в режиме реального времени.
В итоге ученики получают не только универсальные знания, но и приобретают навыки самостоятельного управления собственным образовательным процессом.
Для кого подходит Российская электронная школа
- Ученикам. Позволяет повторять пройденные темы, осваивать новые или восполнять пробелы.
- Родителям. Упрощает контроль за успеваемостью ребёнка, даёт доступ к проверочным заданиям и методическим рекомендациям.
- Учителям. Даёт готовые учебные планы и интерактивные материалы, дополняющие традиционные уроки.
- Администрации школ. Даёт возможность использовать сайт школы в качестве вспомогательного ресурса и улучшать качество образования в регионе.
Преимущества Российской электронной школы
Почему российская электронная школа (РЭШ) востребована среди учеников, учителей и родителей?
- Доступность. Платформа бесплатна для пользователей и доступна из любой точки мира, где есть интернет.
- Универсальность. Поддерживаются классы с 1-го по 11-й, охватывая практически все учебные предметы: математика, русский язык, литература, иностранные языки, химия, физика и другие.
- Интерактивность. Онлайн обучение для школьников предполагает интерактивные уроки и задания, которые делают процесс усвоения знаний более увлекательным.
- Структурированность. Материалы разделены по классам и темам, что упрощает поиск необходимого урока или тренажёра.
- Официальный статус. Так как РЭШ — это российский общеобразовательный портал, качество материалов контролируется Министерством просвещения, а содержание соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
А еще:
- Полностью бесплатный доступ;
- Высокое качество учебного контента;
- Регулярное обновление материалов согласно образовательным стандартам;
- Возможность подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
LearningApps
Что это? LearningApps – бесплатный онлайн-сервис, где можно создавать собственные задания, редактировать уже опубликованные и выполнять чужие. Будет полезен для педагогов и учеников с целью проведения занятий в интерактивном режиме.
Как работать? Чтобы создавать собственные упражнения, нужно зарегистрироваться на официальной странице сайта. Если речь идет только о выполнении задач, то регистрация не обязательна.
Что собой представляет LearningApps
Обучение – полезный, но не самый приятный процесс для многих людей. Однако современные технологии позволяют его упростить. Кроме того, онлайн-сервисы дают возможность обучаться дистанционно. Один из таких инструментов – LearningApps. Он позволяет создать свыше 15 разновидностей заданий, а также дать схемы ответов для каждого. Примеры: кроссворд, викторина, «Найди пару», заполнить пропуски, «Виселица», восстановить порядок и мн. др.
<figure id="attachment_17" aria-describedby="caption-attachment-17" class="wp-caption alignnone" style="margin-top: 40px; margin-bottom: 40px; box-sizing: border-box; max-width: 100%; width: 800px; color: rgb(17, 17, 17); font-family: "IBM Plex Sans", sans-serif;">
LearningApps.org – представляет собой приложение Web 2.0. С его помощью можно организовать учебный процесс в виде интерактивных модулей. Они полезны как для обычного, так и для самостоятельного обучения. Сервис доступен для любых образовательных учреждений: детского сада, начальной и средней школы, профессионально-технических училищ, техникумов и т. д. Основная задача проекта LearningApps.org заключается в создании интерактивных упражнений, которые смогут использовать люди любых возрастов и разных уровней знаний. Задания не включены в программы или сценарии. Это необходимо для сохранения интерактивности.
Онлайн-сервис LearningApps содержит:
- Большую библиотеку с готовыми упражнениями. При этом она разделена на несколько категорий по предметам, конкретным темам и уровням образования (от дошкольного до профессионального).
- Шаблоны, позволяющие разрабатывать собственные интерактивные задания. Пользователь может создать пазлы, тесты, кроссворды, игры наподобие «Кто хочет стать миллионером?», упражнения «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку» и т. д.
Плюсы и минусы сервиса LearningApps
Начнем с преимуществ интерактивного сервиса LearningApps:
- наличие русского языка (и еще 20 на выбор);
- быстрое начало работы: пользователю нужно регистрироваться только в том случае, если он собирается создать собственные задания;
- возможность создать более 20 видов games-упражнений и онлайн-игр;
- наличие шаблонов, упрощающих процесс разработки заданий, а также возможность использования материалов других пользователей в качестве схемы;
- несложный интерфейс, в котором очень легко разобраться;
- упрощенный процесс создания заданий;
- сервис является бесплатным;
- возможность делиться упражнениями: задания встраиваются в блог, публикуются в соцсетях (и с помощью QR Code); пользователь может отправить ссылку ученикам;
- возможность скачать приложение в формате SCORM, чтобы интегрировать его в систему дистанционного обучения (к примеру, в Moodle);
- 5 полезных инструментов на выбор;
- возможность создавать классы в LearningApps и отслеживать процесс выполнения заданий учениками (прошел/не сделал).
Теперь рассмотрим минусы LearningApps:
- не самый современный дизайн упражнений;
- ошибки перевода в русскоязычной версии;
- некоторые шаблоны не получится использовать на кириллице;
- платформа работает только в режиме онлайн;
- в некоторых шаблонах есть опечатки, которые не получится исправить собственноручно;
- нет полноценной статистики по упражнениям;
- есть типы заданий, которые не поддерживаются некоторыми браузерами.
Особенности работы с LearningApps
Перед тем как приступить к созданию упражнений, пользователю нужно пройти регистрацию на сайте. Чтобы контролировать процесс работы учеников, необходимо сформировать класс. При этом самим обучающимся также потребуется зарегистрироваться на платформе.
- Создав задание, педагог может сделать его полностью публичным для просмотра и использования. Если же его закрыть, то упражнение будет доступно лишь тем людям, которые получат ссылку. Платформа позволяет отправлять их в формате QR-кодов, которые автоматически генерируются к каждому отдельному заданию. Кроме того, можно рассылать обычные ссылки или встраивать их в свой сайт.
- Интерактивные упражнения LearningApps.org можно проходить как с мобильного устройства, так и с компьютера.
- Практически ко всем заданиям можно добавлять фоновые картинки. Стандартный тон поля –светло-оранжевый.
- После создания задания оно автоматически сохраняется. Это позволяет просматривать разработанные упражнения в разделе«Мои приложения» (кнопка в верхней правой части страницы). Владелец аккаунта может редактировать задания в любое удобное время.
На платформе есть обширная база упражнений, которые разработаны другими людьми. Интерфейс сайта англоязычный по умолчанию. Но сервис очень прост в использовании. При желании текст можно самому перевести на удобный язык либо выбрать русскую версию.
Регистрация в LearningApps
Для прохождения регистрации следует кликнуть по кнопке «Вход» в правой верхней части экрана. После этого нужно будет нажать на «Создать новый аккаунт». В открывшемся окне потребуется указать имя пользователя (можно на кириллице), адрес электронной почты и пароль.
Чтобы запретить платформе отправлять личные сообщения от других пользователей и уведомления от самого сервиса, нужно убедиться, что не поставлена соответствующая галочка. Согласившись с условиями использования LearningApps, учителю потребуется ввести код безопасности. Затем останется нажать кнопку «Создать конто» (это слово на платформе обозначает аккаунт).
- «Ссылка» – это адрес, который можно отправить другим пользователям. Открыв ее, человек увидит упражнение в режиме просмотра. При этом ему не будут доступны некоторые элементы интерфейса. В QR-коде содержится та же самая ссылка. Этот вариант позволяет ученикам открывать упражнения даже на мобильных устройствах.
- «Встроить» — это функция, с помощью которой можно добавить упражнение на сайт. Для этого сервис генерирует специальный код, который нужно будет вставить в свой ресурс. Под ним есть кнопки, позволяющие скачать задание в формате SCORM (возможность интегрировать упражнение в СДО) или iBooks Author. Последний вариант можно открыть в приложении Pages на iOS и macOS.
- «Поделиться» — это ссылка на страницу,которая открыта пользователем в текущий момент. Ее можно скопировать, нажав на соответствующую кнопку или выделив адрес мышью в адресной строке, а затем отправить другим людям.
Редактирование готовых упражнений в LearningApps
Зарегистрировавшись, пользователь сможет сохранить интересные упражнения в свою библиотеку. Для этого нужно нажать «Сохранить в «Моих упражнениях»». Внутри библиотеки можно сформировать папки. Это очень удобно, если у учителя есть несколько классов или тем уроков. Еще пользователь может собирать собственную коллекцию интерактивных задний.
Платформа позволяет сохранять чужие задания и редактировать их (скажем, изменить список вопросов к видео). Чтобы это сделать, нужно на странице упражнения кликнуть по «Создать подобное упражнение». LearningApps автоматически скопирует выбранное задание и откроет окно редактирования. Каждое упражнение имеет стандартные поля с названием и описанием, можно вставить и подсказку для учеников. Остальные настройки зависят от типа задания. К примеру, в шаблон «Аудио-/видеоконтент» можно добавить ролик с YouTube, выбрать время появления вопросов и изменить их текст, поставить дополнительные упражнения. В результате ученики смогут пройти тест или решить кроссворд после того, как посмотрят часть видео.
Отредактировав задание, пользователю надо кликнуть «Завершить и показать в предварительном просмотре». Если правки больше не требуются, то нужно нажать на «Сохранить упражнение». После этого задание доступно в библиотеке. Но отредактированные упражнения не размещаются в публичном каталоге. Их смогут увидеть лишь те, кто получит соответствующую ссылку.
Типы упражнений в LearningApps
Рассмотрим несколько категорий мультимедийных интерактивных упражнений, которые можно создать в LearningApps:
«Выбор»
- Викторина– это классические вопросы множественного выбора, к которым добавляется мультимедийный контент. При этом правильных ответов может быть несколько.
- Викторина с выбором правильного ответа. В этом задании ученику нужно будет выбрать правильный ответ из списка.
- «Выделить слова». Ученику необходимо выбрать искомое из текста.
- «Кто хочет стать миллионером?» Нужно ответить на вопросы, сложность которых постепенно повышается.
- «Слова из букв». От ученика требуется составить нужное. Для этого используются буквы, которые расположены рядом друг с другом.
«Распределение»
- «Парочки». Традиционная игра, где ученику нужно использовать и изображения, и текст.
- Классификация. Здесь можно сформировать от 2 до 4 групп, которые обучаемые будут соотносить с определенными элементами.
- «Найти на карте». Проходящий задание будет выделять флажками на карте тексты, картинки, аудио или видео.
- «Найти пару». Ученику нужно отыскать подобие для текста, изображения, видео/аудио.
- Пазл «Угадай-ка». Внутри одной головоломки размещено несколько групп понятий. Ученик найдет и выберет термин – на экране будет показана часть картинки или видео.
- «Соответствия в сетке». Обучающемуся необходимо соотнести карты в сетке. Для этого перетащить карточки из верхней части решетки к подходящим в нижней.
- Сортировка картинок. Учитель создает пары. Например,тексты, картинки, аудио или видео. Элементы выделяются на основном изображении.
- «Таблица соответствий». От ученика требуется перемещать карточки в реестр из нескольких колонок (до 5).
«Последовательность»
- «Расставить по порядку». Необходимо разложить тексты, видео, изображения или аудио в определенной последовательности.
- «Хронологическая линейка». Настраивается временная шкала, которая содержит текст, изображения, видео или аудио.
«Заполнение»
- Викторина с вводом текста. В этом шаблоне дается ответ на каждый вопрос. Учитель может настроить задание так, чтобы в каждом было несколько правильных решений.
- «Виселица». Найти определенное слово посредством нажатия на буквы.
- «Заполнить пропуски». Обучающийся должен заполнить все пробелы фразами. Можно настроить задание так, чтобы ученику предлагалось самостоятельно ввести фразу или выбрать подходящие варианты из списка.
- «Заполнить таблицу». Задание выглядит как матрица с несколькими столбцами (до 5). Ее необходимо заполнить информацией.
- Кроссворд. Ученику нужно разгадать головоломку.
«Онлайн-игры»
- Викторина для нескольких игроков.Группа учеников выбирает вопросы из ряда категорий и нескольких уровней сложности, а затем отвечает на них. При этом их можно сортировать по сложности. Чем она выше, тем больше очков получает решивший задачу.
- «Где находится это?» 2–3 игрокам надо отметить значок на карте, изображение. Победит тот, кто подберет самый ближний маркер. При этом допускаются произвольные ответы.
- «Оцените». Ученики должны ответить на вопросы цифрами. Задание могут проходить от 2 до 4 человек